18 сент. 2017 г.

Грустная история о поверженном боге Аресе.


Вероника Хлебова - Грустная история о поверженном боге Аресе.
omartasatt.info

Вероника Хлебова -

Натали

Известный юнгианский психоаналитик Джеймс Холлис говорит о том, что боги греческого Олимпа продолжают жить внутри каждого из нас, разыгрывая на психологическом уровне известные всем сюжеты. Что мы знаем об Аресе, буйном и свирепом боге войны?
Арес олицетворяет собой спонтанность, сиюминутный интерес, силу желания, напор, азарт, любовь к сексу и физической активности. Он необуздан, громко заявляет о своем недовольстве и мгновенно вспыхивает гневом в ответ на малейшую провокацию. Он прямолинеен и простоват, не умеет плести интриги и поэтому подвергается насмешкам и презрению со стороны других богов Олимпа, ценящих сдержанность, продуманность, умение действовать стратегически, не предаваясь сиюминутным порывам. Из мифов мы узнаем, что Арес – единственный сын Геры и Зевса – нелюбим обоими родителями. Зевс предпочитает Аресу свою любимицу- дочь богиню Афину, славившуюся мудростью и выдержкой. Гера, его мать, слишком занята похождениями мужа и гонениями его многочисленных возлюбленных. Она озабочена идеей нерушимости брачных уз, и ей не до сына.

Отверженный и непризнанный бог и по сей день подвергается изгнанию на архетипическом уровне психики. Так же как когда-то греки недолюбливали агрессивного и кровожадного бога войны, так и ныне гнев, злость, бурные аффективные эмоциональные реакции считаются неприемлемыми для воспитанного и образованного человека.
Злость, агрессия – и не имеет значения, своя или чужая – вызывают страх и ужас (кстати, Страх и Ужас, по-гречески – Деймос и Фобос — сыновья Ареса). Подавляются не только проявления бурных эмоций, но и сами эти эмоции.
Вновь обратимся к греческим мифам за дальнейшим пониманием этого архетипа. В отличие от презирающего безрассудство Зевса, Арес, не задумываясь, бросается защищать своих детей. Когда один из сыновей Посейдона изнасиловал дочь Ареса Алкипу, бог войны прикончил насильника на месте. Такую же реакцию вызвала весть о гибели его сына Аскалафа во время Троянской войны. Арес яростно бросился в битву, чтобы отомстить – несмотря на то, что Зевс запретил богам вмешиваться в сражения на стороне смертных.
Вероятно, психологически такое поведение означает немедленную аффективную реакцию на вторжение в личное пространство и направлено на защиту того, что дорого, ценно, значимо. Это реакция на нарушение границ. А, поскольку, Арес как архетипическая энергия присутствует в каждом — это естественное поведение человека.
Для ребенка совершенно нормально протестовать, требовать, возмущаться, злиться, ругаться, драться и кричать в ответ на то, что он сочтет нарушением границ своего мироустройства. Когда ребенок хочет познать что-то новое, его не останавливают препятствия и запреты. Если он не желает расставаться с мамой, делиться своими игрушками, или идти в садик, для него естественно протестовать и возмущаться.
Ребенок именно так и поступает, пока не узнает от родителей о том, этого делать нельзя. Родители боятся бурных эмоциональных реакций так же, как Зевс и Гера боялись страстных порывов Ареса. И они начинают прививать своему чаду такие важные социальные навыки – терпение, сдержанность, аккуратность, умение отключить эмоции и решать проблему рационально. Они так же хотят видеть на месте Ареса Афину.
Все бы хорошо, но вместе с нежелательными реакциями под запрет попадает само чувство злости. Нельзя не только драться, ругаться, бурно выражать недовольство – это чревато отвержением родителей, которое ребенок не может пережить, ибо от них зависит его жизнь. Нельзя даже испытывать злость, т.к. это травмирует родителей.
Я не раз наблюдала, что не только моим клиентам, но даже психологам очень трудно «присвоить» себе это качество. Признаться себе в том, что «я злюсь» кажется равносильным изгнанию из приличного общества. Но, подобно тому, как Зевс проецирует неприсвоенную агрессию на блудного сына, так и люди, не признающие за собой права на злость, проецируют ее на «менее цивилизованные» слои общества или отдельных «невоспитанных» людей. Отрекаясь таким образом от своей Тени, можно питать себя иллюзией, что мы «культурные» люди, не такие примитивные и агрессивные, как те (пьяницы, бандиты, работяги, приезжие и т.п. – у кого на что фантазии хватит).
Но боги жестоко мстят за свое отвержение. Каждый раз, когда происходит нарушение границ и надо бы выразить свой протест, призвав на помощь Ареса, психика совершает привычное действие, подавляя эту мощную энергию. Изгнанный бог бушует в своей темнице, вызывая у своего заточителя чувства вины и страха – те самые, которые он когда-то испытывал перед родителями за свои «неприемлемые» реакции.
И тогда приходится скрывать свою злость, стыдиться ее и … накапливать. Увы, за долгие годы удержания человек способен накопить энергию, равную по мощности небольшой атомной бомбе. И именно накопленная злость, которая прорывается наружу, становится огромной разрушительной силой.
У некоторых людей Арес вырывается на свободу, когда ослабевает сознательный контроль – во время алкогольного опьянения или в толпе – фанатов, экстремистов, радикалов — когда агрессию «помещают» в рамки идеологии необходимости избавления мира от зла или «поддержки» своих.
Но и в этом случае бедный Арес не получает настоящей свободы – его используют для получения ощущения власти и превосходства.
Другие же «сбрасывают» давление пудов подавленного чувства на своих детей. После каждого акта жестокости они испытывают приступы вины, стыда и самобичевания. Но вина, увы, только подливает масла в огонь, способствуя новым и новым вспышкам агрессивности. Чудовищный маховик, раскрученный когда-то запретом на злость, работает бесперебойно и с большим размахом.
Подавляя свою агрессию, мы не только растим свою Тень, которую приходится удерживать ценой своей жизненной энергии. Мы теряем способность к здоровой конкуренции и право делать то, что считаем нужным, и настаивать на своих правах.
Арес олицетворяет собой еще и мощную сексуальную энергию. Страстность его натуры, склонность к физическому действию и глубина, с которой он погружается в эмоции момента, делают его неотразимым любовником. В сексе он неутомим и не волнуется об имидже. Держа Ареса в заточении, мы рискуем навсегда расстаться с сексуальной открытостью, спонтанностью, активностью.
Мы можем пожертвовать своим Аресом, но за это придется заплатить высокую цену. Можно, того не ведая, всю жизнь отработать тюремщиком — даже не догадываясь о том, насколько полноценной может быть жизнь, если просто позволить себе признать обесцененного бога. Незатейливое признание того, что «я злюсь» дает много прав и свободы. Право заявлять о своих границах и свободу выражать свои чувства, не впадая при этом в самообвинения и стыд.
«Я злюсь» дает право злиться и другому человеку. Признание своей агрессии позволяет выдержать ее и от Другого. Вопреки расхожему мнению, легализация злости не приводит к насилию, а избавляет от него, т.к. своевременное обозначение этого чувства сразу же избавляет от напряжения.
Я знаю, что это трудный путь. Невозможно признать Ареса автоматически. Не раз еще придется встретиться со своими привычными реакциями: страхом отвержения, стыдом и виной. Но высока и награда — сила, бесстрашие и преданность признанного бога.
Вероника Хлебова 

Источник материала  Интернет
Публикация Сайт  "OMAR TA SATT"  http://omartasatt.info

Комментариев нет:

Отправить комментарий