Посвящается памяти тех, кто отдал
свою жизнь за Веру бахаи в Иране (1844-1984)
╚Эти люди миновали узкие проливы имен
и воздвигли свои шатры на берегу моря самоотречения╩.
≈ Бахаулла
Введение
1. Исторические предпосылки
2. Вера баби
3. Бахаулла
4. Преемственность руководства
5. Основы вероучения
6. Бог, Богоявления и человек
7. Миропорядок Бахауллы
8. Администрация и законы
9. Община бахаи
10. Преодоление новых рубежей
Приложение I. Эдвард Гренвилл Браун
Приложение II. Вера бахаи в России (Н. Аккерман, Г. Хассел)
Введение Вера бахаи - самая поздняя из мировых религий, получивших независимое существование. Возникнув в Иране в середине XIX столетия, она распространилась ныне едва ли не по всему земному шару - ее административные центры находятся более чем в двухстах государствах мира. Она сплотила множество людей, независимо от их расовой и национальной принадлежности, общественного положения, культурных традиций и религиозного воспитания.
Новая вера оформилась как вполне самостоятельная религия, всецело основанная на учении ее основоположника Бахауллы. Она не является культовым ответвлением, реформистским течением или сектой в рамках какой-либо другой религии, нельзя ее назвать и просто философской системой. Вера бахаи - отнюдь не попытка создать новую синкретическую религию из элементов различных вероучений. По словам Арнольда Тойнби:
╚Бахаизм - это независимая религия наравне с Исламом, Христианством и прочими признанными мировыми религиями. Бахаизм - это не секта; это отдельно существующая религия, имеющая тот же статус, что и остальные признанные религии╩(1).Настоящая книга ставит целью дать достаточно широкий обзор учения бахаи. Чрезвычайно существенно с самого начала обозначить главную концепцию Веры бахаи - единство человечества. Основная мысль учения бахаи заключается в том, что настало время для объединения человечества в одну мировую семью. По утверждению Бахауллы, Богом приведены в действие силы истории, помогающие народам мира осознать, что весь человеческий род являет собой единое целое. Итогом исторического процесса, в котором, как полагают бахаи, их религии суждено сыграть ведущую роль, должно стать возникновение единой мировой цивилизации.
Даже без учета столь захватывающей перспективы, Вера бахаи представляет особый интерес для тех, кто интересуется историей религии, главным образом, вследствие того, что сохранились документы эпохи, доступные для изучения. Трудно или почти невозможно вскрыть со всей достоверностью побудительные мотивы, некогда породившие и давшие толчок для дальнейшего развития любой из основных мировых религий, появившихся до Веры бахаи. Объяснить сущность учения Будды, установить подлинные события жизни Иисуса, описать эпоху Зороастра и выявить степень его влияния, даже обосновать историческое существование Кришны - все это задачи, практически неразрешимые. Сведения о жизни и личности Мухаммада более доступны, однако и в этом случае множество важных вопросов остается невыясненным.
Одним из первых западных историков, обратившихся к исследованию Веры бахаи, был видный кембриджский востоковед Эдвард Гренвилл Браун(2). Именно он отметил, что малораспространенное тогда вероучение открывает уникальную возможность подробного анализа того, каким образом возникшая новая религия обретает независимое, обособленное существование. Браун пишет: