Страницы

2 мая 2018 г.

ЛЮЦИФЕР В ТРУДАХ БЛАВАТСКОЙ И РЕРИХ. (Части 1 - 2))





Причиной появления этой работы стал случай. Два человека в разное время высказали замечание, что в трудах Блаватской и в Живой Этике совершенно разный взгляд на Люцифера и все, что с ним связано. Автор данной статьи, не найдя на тот момент достойных аргументов для ответа, решила разобраться в этом вопросе. Возможно, мое небольшое исследование пригодится тем, кто еще не разобрался сам.

Исходные обстоятельства выглядят так. Мы знаем, что Блаватская назвала свой журнал «Люцифер» и всячески старалась реабилитировать это имя, напоминала о его первоначальном значении («Свет Несущий»), укоряла в невежестве тех, кто ассоциировал его только с тьмой и Дьяволом. Вот одна из показательных цитат:

«Тем, кто, подстрекаемый старыми теологическими предрассудками, может сказать: «но именно Асуры являются восставшими Дэвами, противниками Богов – следовательно, они дьяволы и духи зла», – мы ответим: Эзотерическая Философия не признает ни добра, ни зла per se, как независимо существующие в Природе. По отношению к Космосу причина того и другого лежит в необходимости противоположений или контрастов, что же касается до человека, она заключается в его человеческой природе, в его невежестве и страстях. Не существует дьяволов или же совершенно развращенных существ, так же как нет и Ангелов, абсолютно совершенных, хотя и могут быть Духи Света и Тьмы; таким образом, Люцифер – Дух Носитель Озарения и Свободы Мысли – метафорически является ведущим маяком, который помогает человеку находить свой путь через рифы и отмели Жизни, ибо Люцифер есть Логос в своем высшем аспекте и «Противник» в своем низшем – оба эти аспекта отображены в нашем Ego…». [1]



В то же время, когда мы читаем письма Елены Рерих или «Криптограммы Востока», то видим, что понимание природы Люцифера как будто бы возвращается к более привычному нам образу «падшего ангела» и «духа зла»:

«Люцифер есть Князь мира сего (Земли) в полном значении этого слова. Дух его, в потенциале своем, имеет все тождественные энергии, присущие Земле.
При нормальном положении хозяин Земли вознес бы материю, наполняя части ее сознанием единства. Ведь Дух Владыки планеты проходит через человеческую форму как первоучитель овладения присущей ей материи, и потому он является знатоком свойств этой материи. При достойном состоянии он ценный друг всех новообразований, нет противных действий, лишь поиски взаимополезные. Но не так мыслит Хозяин Земли, он не желает дружбы духа. Теперь можете представить себе, как знает все коридоры Хозяин Земли! И насколько всякое излишнее просвещение не отвечает его плану. Его слуги не прочь узнать для себя полезное и даже имеют совещания, как употребить находки во вред движению духовности. Но его несчастье в том, что движения духа очень быстры и резервуар Источника Белого Братства велик. Но в изобретательности ему отказать нельзя, особенно теперь, когда наступили сроки. – Теперь Вы понимаете, как серьезен и как грозен бушующий Армагеддон! Битва Светлых Сил с полчищами Тьмы…». [2]

Действительно, на первый взгляд сведения не стыкуются. Но не будем забывать о существовании закона противоположностей, которые являются двумя полюсами единой Истины. И о том, что противоречия и противоположности – не одно и то же.

Если на мгновение вернуться к «классическому» представлению о Люцифере, то в христианской традиции мы впервые столкнемся с ним в «Саду Эдема», где он в образе Змия искушает Адама и Еву. Змий-искуситель в церковной традиции тождествен Люциферу-Сатане, духу зла, восставшему и низвергнутому на Землю с примкнувшими к ним ангелами.

Блаватская же к церковным догмам безжалостна.

«Существует более, нежели одно толкование, ибо имеются СЕМЬ КЛЮЧЕЙ к тайне «Падения». Кроме того, в Богословии значатся два «Падения»: восстание Архангелов и их «Падение», и «Падение» Адама и Евы. Таким образом, как низшие, так и высшие Иерархии обвиняются в мнимом преступлении. Слово «мнимый» является истинным и правильным термином, ибо в обоих случаях оно основано на ложном представлении. Оба случая рассматриваются в Оккультизме, как кармические следствия, и оба подлежат закону Эволюции – умственной и духовной с одной стороны, физической и психической, с другой. «Падение» является всемирной аллегорией…». [3]

Пока что обратим особое внимание на указанные «СЕМЬ КЛЮЧЕЙ» к тайне падения ангелов. Мы знаем, что Эзотерика в ее первоначальном значении представляет собой тайное, сокрытое знание. Потому каждая легенда, притча или сказание, содержащее в себе эзотерическую, тайную мудрость, может быть ПРАВИЛЬНО истолковано несколькими способами (тремя, семью или более). При этом одно толкование может относиться к Космогонии, другое – к реальной, но неизвестной нам истории человечества, третье – к строению и возможностям человеческого организма и так далее. Но, чтобы найти хотя бы одно верное толкование, нужно либо обладать необычайной духовной интуицией, либо быть посвященным.

«Тайная Доктрина» приоткрывает нам некоторые аспекты древних легенд - для этого пришло время. Потому, когда мы видим в «Тайной Доктрине» или где-либо еще в трудах Блаватской или Письмах Махатм, слово «ЛЮЦИФЕР», мы должны иметь в виду, что под этим словом вовсе не обязательно обозначается Существо, конкретная Индивидуальность (как мы привыкли думать).

К примеру, «ЛЮЦИФЕР» было тайным названием планеты Венера:

«ЛЮЦЕФЕР (Лат.) Планета Венера как яркая "Утренняя Звезда". До Мильтона Люцифер никогда не было именем Дьявола. Как раз наоборот, так как в "Откровении" (XVI, 22) христианскому Спасителю вложены в уста слова о себе: "Я есмь... яркая утренняя звезда", или Люцифер. Это имя носил один из ранних римских пап, а в четвертом веке даже существовала христианская секта, члены которой назывались люциферианами». [4]

Здесь же мы видим еще один аспект – Люцифером называли самого Христа (!).

Так же «ЛЮЦИФЕР» есть Манас (разум Высший и Низший):

«Падение явилось результатом знания человека, ибо «его глаза открылись». Действительно, ему была преподана Мудрость и Скрытое Знание «Падшим Ангелом», ибо последний с этого дня стал его Манасом, Умом и Само-осознанием. В каждом из нас эта золотая нить, непрекращающейся Жизни – периодически разбивающейся на циклы пассивности и деятельности сознательного существования на Земле и сверхсознательного в Девачане,– существует от начала нашего появления на этой Земле. Это есть Сутратма, блистающая нить бессмертной, безличной Монады, на которую нанизываются наши земные «жизни» или же преходящие Ego, наподобие множества бус, – по прекрасному выражению в философии Веданты…». [5]

Кроме того, ЛЮЦИФЕР есть Астральный Свет:

«Таким образом, истинные и «непримиримые» каббалисты признают, что для всех целей науки и философии достаточно, чтобы профан знал, что Великий Посредник Магии – названный мартинистами, последователями маркиза де Сен-Мартен, Астральным Светом, средневековыми каббалистами и алхимиками Небесной Девой и Mysterium Magnum, а восточными оккультистами Эфиром, отражением Акаши, – есть именно то, что церковь называет Люцифером. Не является новостью для нас, что схоластикам-латинянам удалось превратить Всемирную Душу и Плерому – Носителя Света и Вместилище всех форм, Силу, распространенную во всей Вселенной с ее непосредственными и косвенными следствиями, – в Сатану и его деяния…». [6]

Упоминаются и другие значения слова-имени «ЛЮЦИФЕР», все связанные между собой, но не тождественные. Разбор их всех не входит в план данной статьи.

Однако, бросается в глаза, что при всей сложности и многогранности толкований, «Люцифер» не ассоциируется в «Тайной Доктрине» ни с чем темным и отрицательным. Блаватская категорически и многократно это подчеркивает.

Причина такой настойчивости, и даже названия журнала именем «Люцифер» мне видится в том, что целью Блаватской было не только приоткрыть Западу древнюю мудрость Востока, но и развенчать некоторые наши предрассудки и ложные представления. А в сознании Запада, даже среди нерелигиозных людей, настолько укоренилась ассоциация «Люцифер - Дьявол», «Люцифер – Зло», что, когда мы видим слово «Люцифер», употребленное в первоначальном значении «Свет несущий», это вводит нас в недоумение. Потому необходимо было всячески расшатать этот стереотип и утвердить первоначальный, светлый смысл. Кроме того, понимание «Люцифер» только в значении «Дьявол» вело к дальнейшим заблуждениям и полной невозможности объяснить западным людям, воспитанным в христианской культуре, восточные истины:

«В настоящее время мы расходимся исключительно с теологией. Церковь настаивает на вере в Личного Бога и Личного Дьявола, тогда как Оккультизм доказывает ошибочность такого верования. Для пантеистов и оккультистов, так же как и для пессимистов «Природа» есть лишь «мать-прекрасная, но, как камень, холодная»; но это верно лишь, поскольку это касается внешней Физической Природы…». [7]

Итак, мы знаем, что с точки зрения теософии нет личного (Вселенского) бога, так же, как нет и личного дьявола.

Но так же мы знаем о существовании Иерархии Света, и о том, что существует значение слова Люцифер как Индивидульность (или коллектив (!)) Индивидуальностей.

Возьмем «Люцифер» только в этом значении. Все, кто изучил хотя бы «Основы Миропонимания Новой Эпохи» Клизовского, знают о Кумарах, Владыках Разума, во время Третьей Коренной Расы одаривших человечество самосознанием – сейчас не будем на этом останавливаться. Но не все, вероятно, знают, что в одном из толкований библейского мифа о Падших Ангелах, они – Великие Кумары – и есть падшие Ангелы. Только падшие не в значении «отступники», «духи» зла, но просто «Павшие в зарождение» или в Материю, воплотившиеся на Земле (В мифе – «Низвергнутые на Землю»).

«…Мы уже говорили, что догма первого Падения была основана на нескольких стихах в Откровении, которые являются, как это ныне доказано несколькими учеными, плагиаризмом из Книги Еноха. Эти стихи породили бесконечные теории и умозаключения, постепенно достигшие значения догмы и вдохновенной традиции. Каждый пытался объяснить стих о семиглавом драконе с его десятью рогами и семью венцами, хвост которого «увлек с неба третью часть звезд и низверг их на Землю», и «не нашлось уже для них (Дракона и ангелов его) места на небе»… «Дракон» есть просто символ Цикла и «Сынов Манвантарической Вечности», которые спустились на Землю во время известной эпохи ее периода оформления. «Тучи дыма» суть геологические феномены. «Третья часть звезд небесного свода», низвергнутых на Землю, относится к Божественным Монадам – Духам Звезд в астрологии, – которые вращаются вокруг нашего Глобуса; то есть, человеческие Ego, назначенные к прохождению всего Цикла Воплощений. Выражение «qui circumambulat terram», опять-таки, относится теологией к Дьяволу, мифическому Отцу Зла, о котором сказано, что он «упал подобно молнии». К несчастью, для этого толкования, «Сын Человеческий» или Христос должен, на основании личного свидетельства Иисуса, спуститься таким же образом на Землю, «как Молния, пришедшая с Востока», именно в том же образе и под тем же символом, как и Сатана, про которого сказано – «пал, как молния.... с неба». [8]

«…Лучшее доказательство, которое может быть предложено христианскими теологами, что Эзотерические утверждения в Библии – в обоих Заветах – являются утверждением той же идеи, что и в наших Архаических Учениях, например, что «Падение Ангелов» относилось просто к Воплощению Ангелов, «которые пробились через Семь Кругов», – находится в Зохаре…». [9]

Итак, первоначально, «ЛЮЦИФЕР», в одном из своих значений, было КОЛЛЕКТИВНЫМ ИМЕНЕМ ДУХОВ ИЗ ВЫСШИХ СФЕР, ВОПЛОТИВШИХСЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ. И сейчас совершенно справедливо было бы назвать любого из известных, глубоко почитаемых нами Семи Владык – Люцифером. Ибо, воистину, это Их Имя – коллективно и каждого в отдельности.

Почему так получилось, что такое светлое, такое важное для Земли, святое понятие стало ассоциироваться лишь со злом – это вопрос к состоянию мышления современного человечества. То же случилось и со свастикой, и многими другими священными, прекрасными символами древности.

И, если мы не касаемся других значений слова «Люцифер», а берем его только в аспекте «Один из Элохимов, одаривших человечество самосознанием», то мы не увидим противоречий между «Тайной Доктриной» и философией «Живой Этики»:

«В «Сокровенном Учении» есть место, поясняющее этот смысл. «Так «Сатана», когда его перестают рассматривать в суеверном, догматическом и лишенном философии духе церквей, вырастает в величественный образ того, кто создает из земного человека – божественного; кто дает ему на протяжении долгого цикла Махакальпы закон Духа Жизни и освобождает его от греха неведения, следовательно, от смерти» ...

Конечно, этот «Сатана», как Вы уже знаете, есть совокупность тех Высших Духов, которые вместе с падшим Ангелом принесли человечеству свет разума и великий дар бессмертия. Потому именно Они должны были бы называться Светоносцами или Люциферами. Падший Ангел утерял свое право на это имя…». [10]

«Действие противоположений производит гармонию подобно центробежной иентростремительной силам, которые, будучи взаимно зависящими, необходимы друг другу, чтобы обе могли существовать. Если бы одна остановилась, действие другой немедленно стало бы разрушительным. Именно, мир проявленный держится в равновесии силами противодействующими. Эти противодействующие силы, или пары противоположений, принимают в нашем сознании ту или иную окраску или качество, то есть становятся добром или злом. На каждом плане проявления степень зла и добра оценивается сознанием человека по уровню его развития. Добро на низшем плане может явиться злом на высшем, и наоборот. Отсюда и относительность всех понятий в мире проявленном.

Итак, когда мы осознаем, что понятия зла и добра в их космическом понимании относительны, то, конечно, существование Сатаны как фокуса самодовлеющего зла в космическом представлении и размахе должно само собою отпасть или опровергнуться…». [11]

Единственнная, но существенная разница в том, что в «Тайной Доктрине» упоминается Семь Кумар и ничего не говорится о том, чтобы кто-то из Них отступил с пути света. А в Письмах Елены Рерих и в «Живой Этике» говорится, что, во-первых, Кумар не Семь, но Восемь. И один из них, восьмой, бывший сначала Носителем Света, как и Другие, со временем стал Отступником и воистину, в духовном смысле, Падшим Ангелом.

В одном из Писем Елены Рерих это сказано напрямую:

«Семь Коганов отвечают Семи Кумарам Тайной Доктрины, ПРИЧЕМ ЭЗОТЕРИЧЕСКИ ИХ ВОСЕМЬ. Все эти Семь Кумар и были Владыками Пламени, одарившими человечество разумом». [12]

А далее, во многих письмах, а так же в «Криптограммах Востока» рассказана история отступничества того, кто некогда был Люцифером, но «утерял свое право на это имя» и объяснены причины того, почему это случилось. Здесь приведем лишь одну цитату:

«Во главе Сынов Света стоит Архангел Михаил и противником Его в стане Тьмы явился Сатана (все еще называемый Люцифером, хотя ОН ДАВНО УТРАТИЛ ПРАВО НА ЭТО ИМЯ), бывший однажды в числе великих Кумар, одаривших светом разума еще лишенных его жалких землян. Прочтите в связи с этим легенду о Люцифере в «Криптограммах Востока». Легенда эта заключает в себе великую истину. Так Хозяин Земли борется сейчас за самое существование свое. Великий предуказанный Армагеддон нашей расы находится в полном разгаре. И снова Архангел Михаил с Светлым Воинством сражается против Люцифера...». [13]

Мы не будем останавливаться здесь на истории падения Сатаны, это тема отдельной статьи. Вопрос, который осталось разобрать – это почему о существовании Восьмого, отпавшего от света, Падшего Архангела, не было сказано в «Тайной Доктрине»?

Эзотерические истины не могут быть выдаваемы человечеству сразу и целиком. Сознание человечества должно преобразиться, должно освоиться с тем, что ему уже известно. Законы умолчания о каком-то аспекте истины до срока могут казаться нам странными и даже не логичными. Тем не менее, в литературе, так или иначе касающейся Тайной Мудрости, эти законы применяются постоянно. В ранних трудах Блаватской не было сказано многое из того, что затем было сказано в «Тайной Доктрине».   




Пишет sobiratelskazok (sobiratelskazok)

ЛЮЦИФЕР В ТРУДАХ БЛАВАТСКОЙ И РЕРИХ. (Часть 2)

ЛЮЦИФЕР В ТРУДАХ БЛАВАТСКОЙ И РЕРИХ. (Часть 2)
В ранних трудах Блаватской не было сказано многое из того, что затем было сказано в «Тайной Доктрине».Сама Блаватская говорила об этом так:
«…Автор неоднократно слышала выражение удивления, что в «Разоблаченной Изиде» заключается так мало доктрин из выдаваемых сейчас. Это большое заблуждение. Ибо намеки на подобные учения многочисленны, если даже сами учения и не были приведены. Время еще не подошло тогда, ибо час не пробил даже и сейчас для выдачи всего. «Ни Атланты, ни Четвертая Раса, предшествовавшая нашей Пятой Расе, не упомянуты в «Разоблаченной Изиде», писал один из критиков «Эзотерического Буддизма». Я, написавшая «Разоблаченную Изиду», утверждаю, что атланты упомянуты в ней, как наши предшественники. Ибо, что может быть яснее, нежели следующее утверждение там, где говорится о Книге Иова:
«B первоначальном тексте вместо «мертвые вещи», указаны мертвые Рефаим (великаны или мощные примитивные люди), от которых «эволюция» может, в один прекрасный день, проследить происхождение нашей настоящей расы».
Мы приглашаем сделать это теперь, когда намек этот объяснен вполне открыто; но, вне всякого сомнения, эволюционисты так же отвергнут это сейчас, как они отвергли это десять лет тому назад. Наука и теология против нас; потому мы обсуждаем, как ту, так и другую и вынуждены делать это в самозащиту…». [14]
Блаватская утверждала, что то, что было открыто и подробно изложено в «Тайной Доктрине», было первоначально дано в «Разоблаченной Изиде» в виде намеков, на которые, разумеется, почти никто не обратил внимания, ибо они были слишком кратки и слишком необычны.
Я думаю, что с историей Восьмого, Падшего Кумара произошло то же самое. Первоначально необходимо было очистить и утвердить светлое, истинное значения имени и понятия «Люцифер». А уже затем, спустя время, можно было сказать, что один из «Люциферов», «Свет несущих», восьмой – действительно является Падшим Ангелом. Но только в тот день, когда Люцифер превратился в Князя Тьмы, он перестал быть Люцифером. И лишь наше невежество могло сохранить и укрепить за ним это имя.
Более того, я думаю, что намеки на существование восьмого, падшего ангела, в «Тайной Доктрине» есть. Не ручаюсь за правильность своего предположения, но предлагаю лишь обратить внимание на следующие цитаты:
«Возвращаясь еще раз к этому весьма значительному вопросу в архаической космогонии, даже в северных легендах, в священных свитках Богини Сага, мы встречаем Локи, кровного брата Одина – подобно тому, как Тифон, Ариман и прочие являются соответственно братьями Озириса и Ормазда – СТАНОВЯЩЕГОСЯ ЗЛЫМ ЛИШЬ ПОЗДНЕЕ, ПОСЛЕ ТОГО, КАК ОН СЛИШКОМ ДОЛГО ОБЩАЛСЯ С ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ (!)…». [15]
«…Не только Египет, Греция, Скандинавия или Мексика имели своего Тифона, Пифона своего Локи и своего «Падшего» Демона, но также и Китай. Обитатели Небесного Города имеют целую литературу на эту тему. Сказано, что вследствие восстания гордого Духа против Ти, заявившего, что сам он есть Ти, семь Сонмов Небесных Духов были выселены на Землю, что «внесло перемену во всю Природу», причем «Само Небо склонилось и соединилось с Землею»:
В «И-Цзин» можно прочесть:
«Летящий Дракон, прекрасный и восставший, страдает ныне, и гордость его наказана; ОН ДУМАЛ ЦАРСТВОВАТЬ НА НЕБЕ, НО ОН ЦАРСТВУЕТ ЛИШЬ НА ЗЕМЛЕ (!)» [16]
Также возможность отступничества – хоть о самом отступничестве и не говорится - ясно указана в следующих словах:
«…Только однажды коснувшись этой планеты плотной Материи, белоснежные крылья, даже высочайшего Ангела, не могут более оставаться незапятнанными, или же Аватар (или воплощение) быть совершенным, ибо каждый такой Аватар есть падение Бога в зарождение. Нигде метафизическая истина так не ясна в ее Эзотерическом объяснении, или же более скрыта от обычного понимания тех, кто, вместо того, чтобы оценить величественность этого представления, могут лишь унизить его, – как в Упанишадах, в Эзотерических толкованиях Вед…». [17]
В завершение данной статьи хотелось бы сказать очевидную вещь: в Учении, исходящем из Единого Источника, не может быть противоречий. И как бы много мы не изучили книг, мерилом вмещения Учения остается сознание. А так как сознание наше несовершенно, то всегда будут вещи, которые мы еще не в состоянии понять и охватить целиком. Кажущиеся противоречия могут порождать вопросы и заставлять предпринимать исследования, но не должны вызывать сомнения в Источнике.
«Когда Мы указывали вам самые трудные действия, вы были успешны, ибо шли без сомнения, без осуждения, доверяя Мне, зная в сердце, что желаю вам пользы и всего успешного. Так нужно принимать указ Владыки. Можно принять его формально, без трепета сердца. Тогда он сразу покажется неудобным и невозможным, но пламя сердца осветит все доступы и проходы. Время нагнетается, но, тем более, нужно сохранять твёрдую волю и мысль». [18]
Примечания.
[1] Тайная Доктрина т.2 ч. I. Комментарии, Станца VII.
[2] Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 18.01.36.
[3] Тайная Доктрина т.2 ч. I. Комментарии.
[4] Теософский словарь.
[5] Тайная Доктрина т.2 ч. II. Отдел V.
[6] Там же.
[7] Тайная Доктрина т.2 ч. II. Отдел IV.
[8] Там же.
[9] Там же.
[10] Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 03.12.37.
[11] Письма Е.И. Рерих А.М. Асееву т.1.
[12] Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 16.07.35.
[13] Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 16.07.35.
[14] Тайная Доктрина т.2 ч. II. Отдел IV.
[15] Тайная Доктрина т.2 ч. I. Комментарии.
[16] Тайная Доктрина т.2 ч. II. Отдел IV.
[17] Там же.
[18] Сердце §127, фрагмент.

Комментариев нет:

Отправить комментарий