ntts.lt
Первые встречи и впечатления Паломнический центр Литовско-Виленской епархии в сентябре сего (2014-го) года организовал паломническую поездку в Грузию. А поскольку это была первая поездка паломников из нашей епархии в эту страну, то и у организаторов, и участников возникали вопросы – как нас примут, разместят, обеспечат транспортом, гидом, и главное – насколько интересной и содержательной будет программа паломничества. Однако с первых же минут пребывания на Грузинской земле стало ясно, что наши волнения напрасны - все было хорошо организовано, и наша поездка прошла на одном дыхании.
На выходе из аэропорта г. Кутаиси нас ждал комфортабельный автобус. Глава принимающей фирмы - Леван вручил всем паломницам по букету цветов, а мужчинам предложил по рогу вина. Далее наше паломничество началось с обеда в одном из ресторанчиков Кутаиси, который по разнообразию и качеству блюд и вина больше походил на банкет, чем на скромный обед паломников. И в течение всего паломничества мы ощущали это удивительное грузинское гостеприимство. Если паломникам на Святой Земле на обед выдают сухой паек, то здесь мы обедали в ресторанах Тбилиси, Мцхеты и Сигнахи, или устраивали пикник на природе из продуктов, которые утром загружались в багажник автобуса.
Литва проводила нас осенней холодной и сырой погодой, а Грузия встретила летом.
Стоял сезон сбора урожая, и все фруктовые сады были обильно усыпаны плодами – грушами, яблоками, персиками, гранатами... Многие села были похожи на фруктовый сад, и когда мы мимо них проезжали, ветви деревьев скользили по окнам автобуса. Не передать словами неповторимую природу Грузии и впечатление, которое произвели на меня ее ландшафты. В какой бы регион страны мы не посещали, везде нас окружали долины, горы и горные хребты. Горы Кавказа настолько величественны, что мы так и не смогли к ним привыкнуть, и в наиболее живописных местах водитель останавливал автобус, и все выходили и снимали панораму местности на фото и видео - камеры.
Условия проживания были обычные, нас разместили в двух и четырехместных номерах гостиницы «Ноев ковчег», расположенной на первом этаже жилого дома в одном из районов Тбилиси. Гостиница маленькая, с маленькой столовой, рассчитанной на одну группу паломников, и нам иногда приходилось ждать своей очереди на завтрак или ужин. Из-за отсутствия холла утренние и вечерние молитвы приходилось читать в автобусе. Но разнообразное меню, вкусная пища и гостеприимство персонала с лихвой компенсировали эти неудобства.
Программа паломничества была необыкновенно насыщенной. Мы должны были посетить более 30-ти монастырей и других святых мест, часть из которых находилась на расстоянии 300 км. от Тбилиси. Посещение старинных монастырей, церквей и пещерных комплексов, производили незабываемое впечатление. Невозможно выделить что-либо наиболее выдающееся из них. Все они очень древние, многие постройки датируются VI веком и связаны с деятельностью известных в христианском мире подвижников – святой равноапостольной Нины, сирийских отцов Иосифа Алавердского, Стефана Хирсели, Давида Гареджийского, Шио Мгвимского, святых грузинских царей, цариц и князей.
Грузия – это древняя христианская страна с богатой историей и культурой, Церковь здесь была основана апостолами Андреем Первозванным и Симоном Кананитом. Позднее в ней проповедовали апостолы Варфоломей, Фаддей и Матфий. Но только в ΙV веке, благодаря проповеди и деятельности святой равноапостольной Нины и первых грузинских христианских царей – царя Мариана и царицы Наны, христианство стало государственной религией и распространилось по всей стране. Святая равноапостольная Нина была близкой родственницей святого великомученика Георгия и племянницей Иерусалимского патриарха Ювеналия. Однажды ей во сне явилась Матерь Божия и благословила отправиться в Грузию проповедовать слово Господне и окончательно утвердить там христианство. Пресвятая Дева Мария передала в помощь юной Нине крест, сделанный из виноградной лозы, который и по сей день хранится в Кафедральном соборе Сиони в Тбилиси.
Мцхета – древняя столица Грузии
Нина начала свою проповедь в г. Мцхета, который в то время являлся столицей Грузии. По молитвам святой Нины, уверовали во Христа и приняли крещение царь Мариан и царица Нана, их придворные и народ, а христианство было объявлено государственной религией. После своего обращения царь Мариан по благословению Нины построил в городе Мцхета деревянную церковь типа базилики - Светицховели (Животворящий Столп). В XI веке на месте этой церкви был возведен каменный купольный храм, кафедральный патриарший собор Грузинской православной церкви, который долгое время был резиденцией католикосов-патриархов всей Грузии. В этом храме под Животворящим Столпом хранится великая христианская святыня – Хитон Господень. Перед столпом горит неугасимая лампада, и вся наша группа с благоговением прикладывалась к этой святыне. О. Иосиф попросил у одного из церковнослужителей елея из этой лампады, которым помазывал нас утром перед выездом из гостиницы.
Святой царь Мариан после кончины Святой Нины построил церковь Самтавро (место главы) и малую молельню на том месте, где около куста ежевичника она молилась и благословляла людей. Ежевичник многократно вырубался варварами, но растет до сих пор и является чудотворным. У этого куста нам довелось сфотографироваться. В XI веке на месте деревянной церкви был возведен каменный купольный храм, в котором хранится много святынь, - частица Животворящего Креста Господня, чудотворная икона святой Нины, мощи святого Шио Мгвимского, могила отца Габриэла, источающая чудодейственное миро. Храм Самтавро является центром Самтаврского женского монастыря, одной из главнейших обителей Грузии. В настоящее время монастыри и храмы Мцхета входят в число памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.
Монастырь креста – Джвари
По пути в Мцхету – древнюю столицу Грузии и место просветительской деятельности святой равноапостольной Нины - мы посетили действующий монастырь Джвари (монастырь Креста), высящийся на вершине высокой скалы и являющийся как бы ее продолжением. Монастырь был возведен в VI веке на месте воздвигнутого св. Ниной креста, и является жемчужиной грузинской христианской архитектуры. По его образу построено множество храмов Грузии. Со стен монастыря открывается величественная панорама – долины и горные хребты, река Кура и впадающая в Куру река Арагва, как на ладони, видна Мцхета с ее храмами Светицховели и Самтавро. Необычайная красота этих мест вдохновила русского поэта М. Лермонтова: в поэме «Мцыри» есть посвященные этому монастырю строчки: «…там, где сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры, был монастырь…».
Монастырь Шио Мгвимского
В этот же день после обеда в ресторане «Салобие» («Фасольный») г. Мцхета мы посетили Шио-Мгвимский монастырь. Он расположен недалеко от Мцхета, в узком ущелье на берегу реки Куры. Монастырь был основан в VI веке монахом Шио, одним из 13 сирийских отцов, прибывших в Грузию с миссионерской целью. Среди них, кроме Шио, были Иоанн Зедазнийский, Авив Некресский, Давид Гареджийский, Иосиф Алавердский, Зенон Икалтойский и другие. Мощи одного из них, Авива Некресского, покоятся под алтарем Самтаврского храма. В монастыре Шио Мгвимского сохранились вырытые монахами в VI веке пещеры и храм Иоанна Крестителя.
Святой Шио сам выбрал это место и поселился в тесной пещере, не беспокоясь ни о пище, ни о питье, ни о каком-либо утешении. Он провел там 40 дней в посте и молитве, не вкушая ни куска хлеба, ел только некоторые травы и пил немного воды. После этого он был утешен явлением Пресвятой Богородицы и Иоанна Крестителя. Пресвятая Богородица повелела ему питаться тем, что будет послано с неба, и пообещала, что больше ему не будут докучать демоны, а пустыня наполнится богоносными мужами. После этого преподобный Шио, подобно святому пророку Илии, питался хлебом, который ему приносил голубь. Вскоре имя его стало известным, и многие приходили к нему, вступали в его обитель и постригались в монашество.
Святой Шио совершил множество чудес. В частности, он изгнал из пустыни диких зверей, вредивших братии, но оставил одного волка, для того чтобы тот пас монастырских ослов. Поэтому на иконе св. Шио часто изображают с волком. Затем он удалился в затвор, которым служила вырытая в земле и очень глубокая, более 10 метров глубины, пещера, где после многих подвигов скончался, получив перед этим напутствие Святыми Дарами от священника, который спустился к нему в яму на веревке. Мы побывали в этой пещере, она никого не оставила равнодушным.
Подробно о св. Шио и других христианских святых мужах и женах, царях и царицах нам рассказал наш гид Тенгиз, востоковед, знаток грузинской истории и истории христианской Церкви в Грузии. Он ежедневно подробно рассказывал нам историю очередного места паломничества, перечисляя события, имена и даты, и «нагружал» нас таким количеством интереснейшей информации, что мы беспрестанно сожалели об отсутствии диктофона.
Усыпальница Святой Нины – монастырь Бодбе
На следующий день мы отправились в восточную Кахетию, где в Сигнахском районе находится действующий женский монастырь Бодбе, в храме которого находится усыпальница св. Нины, к которой мы с большим благоговением приложились. Первая церковь этого монастыря была построена в IV веке над могилой св. Нины царем Марианом. По преданию, на месте, где молилась св. Нина, появился родник, воды которого обладают лечебными свойствами. На территории монастыря находится купальня для омовения, к которой ведут 665 ступенек. Большинство наших паломниц сами прошли этот путь и совершили омовение, не воспользовавшись услугами перевозчиков. Вода в купальне показалась мне такой прохладной, что при первом погружении у меня перехватило дыхание, и на второе и третье погружение я решился только после просьбы о помощи к св. Нине.
По пути в Бодбе мы посетили г. Сагареджо, где находится кафедральный собор Ниноцминда. Он является самым ранним архитектурным памятником христианского зодчества, и был построен в 575-м году, раньше храма Джвари. Храм был центром Сагареджийско-Ниноцминдской епархии. В 19 веке храм был разрушен землетрясением, сохранилась только восточная стена и сильно поврежденные фрески в алтарной апсиде. В настоящее время там находится действующий женский монастырь имени святой Нины.
На обратном пути из Бодбе мы побывали в одном из красивейших городов Грузии, городе туристов Сигнахи, который является центром региона. Это город-крепость, расположенный на высоком холме в центре Алазанской долины. Он окружен крепостной стеной, которая уцелела и сегодня окружает старую часть города. По периметру стены стоят 28 сторожевых башен, с которых открывается замечательный вид на Алазанскую долину. Мы сфотографировали там много прекрасных видов.
Монастырь Дзвели Шуамта и Собор Иосифа из Алаверди
В восточной Кахетии, где побывали еще раз, довелось посетить монастырь V – VII веков Дзвели (Старая) Шуамта, на стенах которого сохранились надписи на древнем грузинском алфавите Асомтаврули. Недалеко от него находится еще один древний монастырь, основанный в VI веке сирийским отцом Зеноном Икалтойским, и позднее, в XI веке превращенный в академию Арсеном Икалтоели, в которой учился Шота Руставели, о чем свидетельствует табличка в крепостной стене. Могилы Зенона и Арсена находятся на территории монастыря. Мы ходили по территории монастыря, осматривали стены и развалины строений и слушали нашего гида Тенгиза, поведавшего нам его древнюю историю.
На территории другого – Алавердского монастыря расположен кафедральный собор Алаверди, основанный в первой половине VI века сирийским отцом Иосифом из Алаверди, могила которого также находится на территории собора. Нынешний собор был возведен в XI веке царем Квирике III на месте первого, имевшего вид базилики. Собор является вторым по высоте в Грузии, первым по величине среди сохранившихся средневековых соборов. Это главный храм в Кахетии, центр Алавердской епархии. Собор такой большой и величественный, что может вместить сотни человек, но находится вдали от сел и городов, и кроме нас там никого больше не было.
Древняя столица Кахетии – Греми. Владыка Некресский – митрополит Сергий
Из Алаверди наш путь лежал в г. Греми, который в средние века был столицей Кахетинского царства. Там посетили шедевр средневековой архитектуры – церковь св. Архангелов, построенную в XVI веке. Недалеко от нее находится уникальная базилика IV века, одна из древнейших христианских церквей Грузии.
Недалеко от Греми находится резиденция владыки Некреси (область Кахетии) митрополита Сергия, и о. Иосиф предложил нам заехать к нему и взять благословение. Владыка Сергий, узнав, что мы православные паломники из Литвы, пригласил нас к себе в гости. А узнав, что мы еще не обедали, угостил обедом. Мы, конечно, смущались и чувствовали себя неуверенно в обществе владыки, тем более, что он был исполинского роста и телосложения, так что рядом с ним о. Иосиф выглядел подростком. Наш батюшка, шутя сказал владыке, что на фоне гор владыка выглядит как еще одна гора, на что тот ответил: « Да, если я достанусь в пищу зверям, то большая стая может насытиться мною». Из дальнейшего разговора можно было понять, что владыка имел в виду не диких зверей, которые водились в той местности, а «диких» людей, врагов Христианской Церкви, всячески препятствующих церковной жизни.
Владыка почувствовал нашу неловкость и смущение и быстро рассеял ее, рассказав несколько очень смешных анекдотов, после чего все расслабились, и начался непринужденный разговор о проблемах современной духовной жизни. Затронув эту тему, владыка много говорил о том, что по разным признакам видно, что скоро наступят последние времена. Приводил эти признаки: потеря у людей, особенно молодежи, веры, уважения к родителям, старшим, легкомысленного отношения к семье и браку, к забвению народных традиций и безудержному увлечению ценностями нынешнего мира – стремлению к деньгам и чувственным наслаждениям. Владыка приводил примеры изменения поведения молодежи. Мне запомнился один из них, он очень специфичен. Однажды он видел, как группа молодых парней, грузин, стояла и что-то обсуждала. Мимо них прошла молодая и красивая девушка, но они не обратили на нее никакого внимания. Владыка сказал, что это ненормально.
Обед прошел очень быстро, тем более, что все было очень вкусно, особенно Кахетинское вино, красное и белое «Киндзмараули», монахи делают его по древней технологии из своего винограда. На прощанье мы еще раз взяли у владыки благословение и сфотографировались.
Вардзия – пещерно-монастырский комплекс
Пещерно-монастырский комплекс Вардзия расположен на юге Грузии, на расстоянии 300 км от Тбилиси, на высоте 1300 метров над уровнем моря. Комплекс был построен в XII веке царем Георгием III и царицей Тамарой. Комплекс расположен на берегу реки Куры и представляет собой сотни пещер, размещенных на южном склоне скалы, обеспеченных вследствие этого солнечным светом и теплом. Протяженность комплекса более 500 метров, и высота 100 метров. Пещеры расположены рядами в 13 этажей и соединены между собой не только открытыми подходами, но и тайными подземными ходами и выходами.
Пещеры комплекса имеют разные размеры и назначения. Среди них больше сотни келий монахов, комнаты воинов и рабочих, 13 Церквей, несколько книгохранилищ, сотни подсобных помещений и погребов, десятки комнат царицы Тамары, которая ежедневно меняла свою резиденцию, и множество других пещер. Подземные переходы между пещерами такие узкие и темные, что там легко потеряться и без гида ходить по ним небезопасно. Нас выручали фонарики мобильных телефонов и наш гид Тенгиз, без него никто никуда не ходил.
В период правления царицы Тамары и последующее время царский монастырь Вардзия играл большую роль в культурной и политической жизни страны. В настоящее время в пещерах Вардзии находятся несколько действующих церквей и главный храм - Успения Пресвятой Богородицы. На стенах храмов и их папертях сохранились настенные росписи на библейские темы с фресками Спасителя, Воздвижения Креста Господня, Распятия, Вознесения Господня, царя Георгия III, царицы Тамары и другие. Многие фрески хорошо сохранились, на них видны лики Ангелов, Богородицы, Святых и Спасителя. Многие фрески композиционно и по манере изображения Спасителя удивительно похожи на современные нам, украшающие стены наших храмов. Создается впечатление, что они созданы не в XII веке, а совсем недавно.
Стоя на паперти и рассматривая изображенные на храмах фрески, иногда даже забываешь, что находишься у храма XII века, расположенном на склоне скалы на высоте птичьего полета. Но стоит повернуть голову в сторону, как открывается головокружительный вид на панораму горных хребтов, долину реки Куры, множество сел и строений, полей и виноградников.
После своего создания монастырь просуществовал до середины 16-го века, выдержав и отразив множество нашествий врагов. В середине же 16-го века он был разрушен войском персидского шаха Тамаза, воины которого разграбили монастырь, убили монахов и защитников, сожгли хранилище книг, разорили церкви, уничтожили иконы и среди них известную икону Вардзийской Богородицы, перед которой молилась царица Тамара. В настоящее время в Вардзии находится мужской действующий монастырь.
Троицкий собор. Встреча с патриархом Грузии Илией II. Храмы Тбилиси
На время нашего паломничества пришлось два Двунадесятых праздника, - Рождество Пресвятой Богородицы и Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, которые мы встретили в главном храме Грузии, - Троицком патриаршем соборе Святой Троицы. Собор был возведен в 2004-м году в Тбилиси на левом берегу Куры на холме св. Ильи. В соборе 13 престолов, его высота 105 метров, это главный храм Грузии. На службу мы приезжали пораньше и имели возможность свободно обойти собор и приложиться к его иконам и святыням. Обе службы возглавлял патриарх-католикос Грузии Илия II. Патриарху сослужили несколько архиереев, десятки священников и диаконов.
Собор, вмещающий несколько тысяч человек, в оба праздника был полностью заполнен, так что невозможно было перейти на другое место, чтобы увидеть или сфотографировать какой-либо момент службы. Но, невзирая на тесноту и незнакомый язык, на котором велось богослужение, обе службы были по-настоящему праздничными. Очень красиво и торжественно пел патриарший хор, в котором были только мужские голоса. Красиво звучали ектеньи, которые поочередно произносили диакона. Усталость и теснота не замечались, и после причастия не хотелось покидать храм.
Наш священник О. Иосиф участвовал в обеих службах и сказал о нас патриарху. Илия II. Патриарх, несмотря на занятость, пригласил нас в свою резиденцию на встречу, которая и состоялась после праздничной литургии в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Мы со смущением ожидали его в комнате приема гостей, так как знали, что в Грузии патриарха очень уважают и называют отцом нации. Он известен своей святой жизнью, по его молитвам Господь совершал исцеления больных, от которых отказывались врачи.
Появившись в комнате, патриарх пригласил нас на обед. Кроме нас, за его обеденным столом было еще несколько гостей. Обаяние личности патриарха было так велико, что все почувствовали себя о непринужденно и кое-кто из наших паломниц даже достал видеокамеры. Однако охрана не разрешила вести видеосъемку. Патриарх сразу же назначил тамадой о. Иосифа, который легко справился с этой обязанностью.
Наш руководитель, Надежда Буто, как и присутствующие гости, тоже произнесла проникновенный тост о Грузии, грузинском народе и патриархе и преподнесла ему подарки из Литвы, а также икону святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Обед продолжался не меньше часа, но прошел незаметно, все было очень вкусно: традиционное хачапури, хинкали, люля-кебаб, шашлык, много зелени, салатов и вина. Во время обеда появились певчие патриаршего хора и исполнили несколько грузинских народных песен. После окончания обеда и молитвы вся наша группа встала на колени по пути следования патриарха для получения его благословения. Это было сделано в едином порыве без предварительной договоренности, и выглядело очень трогательно.
Затем наш гид Тенгиз повел нас по узким улочкам старого Тбилиси в его исторический центр, где расположены древнейшие храмы – архитектурные памятники. Мы посетили храм Рождества Пресвятой Богородицы Анчисхати (VI век), храм Метехи (XII век), в котором находится усыпальница первой грузинской мученицы, царицы Ранской Шушаник (Vвек). Храм Сиони, освященный во имя Успения Пресвятой Богородицы, который до постройки храма Святой Троицы в 2004 году, был главным храмом Тбилиси, и в котором находилась кафедра патриарха Грузии. Там хранится череп апостола Фомы и крест из виноградной лозы, который Пресвятая Дева Мария передала в помощь равноапостольной Нине. Мы приложились к святыням. Это действующий собор и во время нашего посещения, в нем шло венчание.
Монастырь Давида Гареджийского
Последней поездкой паломничества было посещение монастыря Давида Гареджийского. Монастырь находится на юго-востоке Грузии, в Гареджийской пустыне, в 60 км от Тбилиси. В пустыне нет населенных мест и поэтому в монастыре нет электричества. Мы выехали из Тбилиси днем, 27-го сентября, после окончания праздничной литургии на воздвижение Креста Господня. Чтобы успеть до захода солнца посетить монастырь и спустится с горы, на склоне которой находились многие пещерные церкви, нам пришлось пожертвовать обедом и перед самым восхождением перекусить на ходу.
Монастырь был основан в VI веке сирийским отцом Давидом Гареджийским, прибывшим в Грузию с миссионерской целью. По благословению своего учителя Иоанна Зедазнийского, Давид вначале поселился в Тбилиси, вдали от населенной части города, на горе, ныне именуемой Мтацминда (Святая гора), где он вырыл пещеру и прожил в ней несколько лет, посещая город и проповедуя горожанам Евангелие. Но непокорный нрав жителей города возмутил его дух, и вместе с учеником Лукианом он покинул город и удалился в Гареджийскую пустыню. Гареджийская пустыня - это высокое плоскогорье, суровое, безводное, непригодное для жизни человека. Температура летом здесь превышает 50°С, а зимой опускается до -30°С.
Там отшельники устроили обитель, которая впоследствии превратилась в знаменитую лавру. Поселившись в пещере, Давид и Лукиан усердно молились и постились, питаясь зеленью и корнями растений. Когда эта пища закончилась, Господь послал им ланей, молоком которых они питались. Однажды лани прибежали к Преподобному и пожаловались на змея, который поедал их детенышей. Преподобный повелел змею уйти, но ангел Господень явился преподобному и повелел нарушить данное змею обещание сопровождать взглядом его уход. Сошедший после этого с неба огонь поразил змея, чтобы он не мог больше причинять зло зверям и людям.
Преподобный Давид совершил множество чудес, привлекавших к нему охотников, промышлявших в этой местности. Видя святость преподобного, многие захотели остаться жить около него. Так в пустыне появилось много отшельников. На месте монашеских подвигов Давида, Лукиана и других подвижников в последующее время была построена большая лавра, объединившая 12 монастырей, из которых в настоящее время только один, расположенный у основания горы, является действующим. Преподобный Давид погребен в пещерной церкви этого монастыря рядом с учеником Лукианом. Мы были в этой церкви и прикладывались к их усыпальнице.
Многие церкви и монастыри лавры были расположены в пещерах на склоне высокой горы, на вершине которой находится монастырь Удабно (Пустыня), основанный в IX веке. Подняться на вершину можно было по неширокой и извилистой тропе, которая во многих местах идет по крутому склону, такому высокому, что вниз лучше не смотреть, так как его не видно. Подъем был тяжел и небезопасен, - нужна была специальная обувь и физическая подготовка, а многие наши паломницы были не спортивного телосложения и в шлепанцах. Однако почти все решились на подъем, возможно, потому, что Давид считается покровителем семьи, и помощник женщинам, страдающим бесплодием и женскими болезнями.
Все вышедшие в путь достигли вершины и побывали в расположенных на склоне пещерах, хотя многие из них были труднодоступны, и чтобы попасть туда, требовалось немало сил и мужества. Стены большинства пещер до сих пор украшают фрески на библейские и евангельские темы. К сожалению, все фрески находятся в плохом состоянии. На вершине горы находится здание монастыря Удабно, разрушенного еще в начале 17-го века войсками Иранского шаха Аббаса. Разорение монастыря и злодейское убийство нескольких тысяч его монахов произошло в пасхальную ночь, когда монахи с горящими свечами совершали пасхальный крестный ход.
Со склона горы и его вершины открывается величественный вид на окружающую местность. Под нами парили орлы, и на десятки километров расстилалось Кахетинское плоскогорье. Но любоваться видами было некогда, солнце уже садилось и нам пришлось торопясь спускаться вниз, чтобы не потеряться на склоне горы и засветло успеть вернуться к автобусу.
Последний день паломничества и культурная программа
В последний день паломничества, воскресенье, мы присутствовали на литургии в русской православной церкви Александра Невского. В прошлом веке в этой церкви служили известные не только в Грузии, но и за ее пределами подвижники благочестия, - митрополит Зиновий, гробница которого находится в левом приделе церкви, чудотворец архимандрит Виталий, архимандрит Георгий, могилы которых находятся во дворе церкви. Служба шла на двух языках, русском и грузинском, но поскольку родной язык диаконов и певчих был грузинский, то хорошо понятны были только «Господи помилуй» и ектеньи, а апостольское и евангельское чтения понять было очень трудно. После службы был устроен прощальный обед, Леван организовал его в одном из ресторанчиков Тбилиси. После обеда Тенгиз повел нас в старый Тбилиси, и мы гуляли по его узким улочкам и площадям.
Кроме паломнических поездок предполагалась и культурная программа. Но поскольку на время нашего паломничества пришлось два Двунадесятых праздника и два воскресных дня, которые мы провели в Тбилиси, то из 10 дней на паломнические поездки у нас осталось только 7 дней. Из поездок мы возвращались поздно вечером, и на культурную программу у нас не оставалось времени. И только однажды удалось вернуться пораньше и посетить серные бани, которые будучи в Тбилиси восхвалял Александр Пушкин.
Кроме описанного выше, мы познакомились с историей еще многих монастырей и церквей. В Кутаиси посетили храм Баграта, который был построен в 1003 году, монастырь Моцамета, постройки XI века, где покоятся мощи грузинских князей-мучеников Давида и Константина, частица мощей которых, кстати, есть в нашей церкви, монастырь Гелати.
Знакомясь с областью Внутренняя Картли, побывали в городе Гори, построенном в XII веке царем Давидом Строителем, и осмотрели украшающую его крепость Горис-Цихе, постройки VII века. Посетили Кафедральный собор Самтависи, построенный в XI веке и являющийся центром епархии Самтависи и Гори, и храм Атенский Сиони, постройки VII века, расположенный в живописном месте реки Тана, в 10 км. от Гори. Нас показали пещерный город-крепость Уплисцихе, расположенный в 15 км. от Гори, построенный в I тысячелетии до Рождества Христова и являвшийся политическим и культурным центром Античного периода. Внешне он напоминает пещерно-монастырский комплекс Вардзия, но его чисто мирское назначение как-то необъяснимо лишало его сакральной привлекательности.
Были и другие места посещений, но все поездки были не просто интересны и содержательны, а несли в себе праздничные настрой. И вся наша паломническая поездка в Грузию воспринималась мною, и не только мною, как ожившая сказка и сплошной праздник, о чем многие наши паломники и я не раз говорили на прощальном обеде и во время других трапез. И очень символичен был сильный дождь в день нашего отъезда, - сама природа вместе с нами оплакивала наше расставание с этой чудесной страной – Грузией.
Первые встречи и впечатления Паломнический центр Литовско-Виленской епархии в сентябре сего (2014-го) года организовал паломническую поездку в Грузию. А поскольку это была первая поездка паломников из нашей епархии в эту страну, то и у организаторов, и участников возникали вопросы – как нас примут, разместят, обеспечат транспортом, гидом, и главное – насколько интересной и содержательной будет программа паломничества. Однако с первых же минут пребывания на Грузинской земле стало ясно, что наши волнения напрасны - все было хорошо организовано, и наша поездка прошла на одном дыхании.
На выходе из аэропорта г. Кутаиси нас ждал комфортабельный автобус. Глава принимающей фирмы - Леван вручил всем паломницам по букету цветов, а мужчинам предложил по рогу вина. Далее наше паломничество началось с обеда в одном из ресторанчиков Кутаиси, который по разнообразию и качеству блюд и вина больше походил на банкет, чем на скромный обед паломников. И в течение всего паломничества мы ощущали это удивительное грузинское гостеприимство. Если паломникам на Святой Земле на обед выдают сухой паек, то здесь мы обедали в ресторанах Тбилиси, Мцхеты и Сигнахи, или устраивали пикник на природе из продуктов, которые утром загружались в багажник автобуса.
Литва проводила нас осенней холодной и сырой погодой, а Грузия встретила летом.
Стоял сезон сбора урожая, и все фруктовые сады были обильно усыпаны плодами – грушами, яблоками, персиками, гранатами... Многие села были похожи на фруктовый сад, и когда мы мимо них проезжали, ветви деревьев скользили по окнам автобуса. Не передать словами неповторимую природу Грузии и впечатление, которое произвели на меня ее ландшафты. В какой бы регион страны мы не посещали, везде нас окружали долины, горы и горные хребты. Горы Кавказа настолько величественны, что мы так и не смогли к ним привыкнуть, и в наиболее живописных местах водитель останавливал автобус, и все выходили и снимали панораму местности на фото и видео - камеры.
Условия проживания были обычные, нас разместили в двух и четырехместных номерах гостиницы «Ноев ковчег», расположенной на первом этаже жилого дома в одном из районов Тбилиси. Гостиница маленькая, с маленькой столовой, рассчитанной на одну группу паломников, и нам иногда приходилось ждать своей очереди на завтрак или ужин. Из-за отсутствия холла утренние и вечерние молитвы приходилось читать в автобусе. Но разнообразное меню, вкусная пища и гостеприимство персонала с лихвой компенсировали эти неудобства.
Программа паломничества была необыкновенно насыщенной. Мы должны были посетить более 30-ти монастырей и других святых мест, часть из которых находилась на расстоянии 300 км. от Тбилиси. Посещение старинных монастырей, церквей и пещерных комплексов, производили незабываемое впечатление. Невозможно выделить что-либо наиболее выдающееся из них. Все они очень древние, многие постройки датируются VI веком и связаны с деятельностью известных в христианском мире подвижников – святой равноапостольной Нины, сирийских отцов Иосифа Алавердского, Стефана Хирсели, Давида Гареджийского, Шио Мгвимского, святых грузинских царей, цариц и князей.
Грузия – это древняя христианская страна с богатой историей и культурой, Церковь здесь была основана апостолами Андреем Первозванным и Симоном Кананитом. Позднее в ней проповедовали апостолы Варфоломей, Фаддей и Матфий. Но только в ΙV веке, благодаря проповеди и деятельности святой равноапостольной Нины и первых грузинских христианских царей – царя Мариана и царицы Наны, христианство стало государственной религией и распространилось по всей стране. Святая равноапостольная Нина была близкой родственницей святого великомученика Георгия и племянницей Иерусалимского патриарха Ювеналия. Однажды ей во сне явилась Матерь Божия и благословила отправиться в Грузию проповедовать слово Господне и окончательно утвердить там христианство. Пресвятая Дева Мария передала в помощь юной Нине крест, сделанный из виноградной лозы, который и по сей день хранится в Кафедральном соборе Сиони в Тбилиси.
Мцхета – древняя столица Грузии
Нина начала свою проповедь в г. Мцхета, который в то время являлся столицей Грузии. По молитвам святой Нины, уверовали во Христа и приняли крещение царь Мариан и царица Нана, их придворные и народ, а христианство было объявлено государственной религией. После своего обращения царь Мариан по благословению Нины построил в городе Мцхета деревянную церковь типа базилики - Светицховели (Животворящий Столп). В XI веке на месте этой церкви был возведен каменный купольный храм, кафедральный патриарший собор Грузинской православной церкви, который долгое время был резиденцией католикосов-патриархов всей Грузии. В этом храме под Животворящим Столпом хранится великая христианская святыня – Хитон Господень. Перед столпом горит неугасимая лампада, и вся наша группа с благоговением прикладывалась к этой святыне. О. Иосиф попросил у одного из церковнослужителей елея из этой лампады, которым помазывал нас утром перед выездом из гостиницы.
Святой царь Мариан после кончины Святой Нины построил церковь Самтавро (место главы) и малую молельню на том месте, где около куста ежевичника она молилась и благословляла людей. Ежевичник многократно вырубался варварами, но растет до сих пор и является чудотворным. У этого куста нам довелось сфотографироваться. В XI веке на месте деревянной церкви был возведен каменный купольный храм, в котором хранится много святынь, - частица Животворящего Креста Господня, чудотворная икона святой Нины, мощи святого Шио Мгвимского, могила отца Габриэла, источающая чудодейственное миро. Храм Самтавро является центром Самтаврского женского монастыря, одной из главнейших обителей Грузии. В настоящее время монастыри и храмы Мцхета входят в число памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.
Монастырь креста – Джвари
По пути в Мцхету – древнюю столицу Грузии и место просветительской деятельности святой равноапостольной Нины - мы посетили действующий монастырь Джвари (монастырь Креста), высящийся на вершине высокой скалы и являющийся как бы ее продолжением. Монастырь был возведен в VI веке на месте воздвигнутого св. Ниной креста, и является жемчужиной грузинской христианской архитектуры. По его образу построено множество храмов Грузии. Со стен монастыря открывается величественная панорама – долины и горные хребты, река Кура и впадающая в Куру река Арагва, как на ладони, видна Мцхета с ее храмами Светицховели и Самтавро. Необычайная красота этих мест вдохновила русского поэта М. Лермонтова: в поэме «Мцыри» есть посвященные этому монастырю строчки: «…там, где сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры, был монастырь…».
Монастырь Шио Мгвимского
В этот же день после обеда в ресторане «Салобие» («Фасольный») г. Мцхета мы посетили Шио-Мгвимский монастырь. Он расположен недалеко от Мцхета, в узком ущелье на берегу реки Куры. Монастырь был основан в VI веке монахом Шио, одним из 13 сирийских отцов, прибывших в Грузию с миссионерской целью. Среди них, кроме Шио, были Иоанн Зедазнийский, Авив Некресский, Давид Гареджийский, Иосиф Алавердский, Зенон Икалтойский и другие. Мощи одного из них, Авива Некресского, покоятся под алтарем Самтаврского храма. В монастыре Шио Мгвимского сохранились вырытые монахами в VI веке пещеры и храм Иоанна Крестителя.
Святой Шио сам выбрал это место и поселился в тесной пещере, не беспокоясь ни о пище, ни о питье, ни о каком-либо утешении. Он провел там 40 дней в посте и молитве, не вкушая ни куска хлеба, ел только некоторые травы и пил немного воды. После этого он был утешен явлением Пресвятой Богородицы и Иоанна Крестителя. Пресвятая Богородица повелела ему питаться тем, что будет послано с неба, и пообещала, что больше ему не будут докучать демоны, а пустыня наполнится богоносными мужами. После этого преподобный Шио, подобно святому пророку Илии, питался хлебом, который ему приносил голубь. Вскоре имя его стало известным, и многие приходили к нему, вступали в его обитель и постригались в монашество.
Святой Шио совершил множество чудес. В частности, он изгнал из пустыни диких зверей, вредивших братии, но оставил одного волка, для того чтобы тот пас монастырских ослов. Поэтому на иконе св. Шио часто изображают с волком. Затем он удалился в затвор, которым служила вырытая в земле и очень глубокая, более 10 метров глубины, пещера, где после многих подвигов скончался, получив перед этим напутствие Святыми Дарами от священника, который спустился к нему в яму на веревке. Мы побывали в этой пещере, она никого не оставила равнодушным.
Подробно о св. Шио и других христианских святых мужах и женах, царях и царицах нам рассказал наш гид Тенгиз, востоковед, знаток грузинской истории и истории христианской Церкви в Грузии. Он ежедневно подробно рассказывал нам историю очередного места паломничества, перечисляя события, имена и даты, и «нагружал» нас таким количеством интереснейшей информации, что мы беспрестанно сожалели об отсутствии диктофона.
Усыпальница Святой Нины – монастырь Бодбе
На следующий день мы отправились в восточную Кахетию, где в Сигнахском районе находится действующий женский монастырь Бодбе, в храме которого находится усыпальница св. Нины, к которой мы с большим благоговением приложились. Первая церковь этого монастыря была построена в IV веке над могилой св. Нины царем Марианом. По преданию, на месте, где молилась св. Нина, появился родник, воды которого обладают лечебными свойствами. На территории монастыря находится купальня для омовения, к которой ведут 665 ступенек. Большинство наших паломниц сами прошли этот путь и совершили омовение, не воспользовавшись услугами перевозчиков. Вода в купальне показалась мне такой прохладной, что при первом погружении у меня перехватило дыхание, и на второе и третье погружение я решился только после просьбы о помощи к св. Нине.
По пути в Бодбе мы посетили г. Сагареджо, где находится кафедральный собор Ниноцминда. Он является самым ранним архитектурным памятником христианского зодчества, и был построен в 575-м году, раньше храма Джвари. Храм был центром Сагареджийско-Ниноцминдской епархии. В 19 веке храм был разрушен землетрясением, сохранилась только восточная стена и сильно поврежденные фрески в алтарной апсиде. В настоящее время там находится действующий женский монастырь имени святой Нины.
На обратном пути из Бодбе мы побывали в одном из красивейших городов Грузии, городе туристов Сигнахи, который является центром региона. Это город-крепость, расположенный на высоком холме в центре Алазанской долины. Он окружен крепостной стеной, которая уцелела и сегодня окружает старую часть города. По периметру стены стоят 28 сторожевых башен, с которых открывается замечательный вид на Алазанскую долину. Мы сфотографировали там много прекрасных видов.
Монастырь Дзвели Шуамта и Собор Иосифа из Алаверди
В восточной Кахетии, где побывали еще раз, довелось посетить монастырь V – VII веков Дзвели (Старая) Шуамта, на стенах которого сохранились надписи на древнем грузинском алфавите Асомтаврули. Недалеко от него находится еще один древний монастырь, основанный в VI веке сирийским отцом Зеноном Икалтойским, и позднее, в XI веке превращенный в академию Арсеном Икалтоели, в которой учился Шота Руставели, о чем свидетельствует табличка в крепостной стене. Могилы Зенона и Арсена находятся на территории монастыря. Мы ходили по территории монастыря, осматривали стены и развалины строений и слушали нашего гида Тенгиза, поведавшего нам его древнюю историю.
На территории другого – Алавердского монастыря расположен кафедральный собор Алаверди, основанный в первой половине VI века сирийским отцом Иосифом из Алаверди, могила которого также находится на территории собора. Нынешний собор был возведен в XI веке царем Квирике III на месте первого, имевшего вид базилики. Собор является вторым по высоте в Грузии, первым по величине среди сохранившихся средневековых соборов. Это главный храм в Кахетии, центр Алавердской епархии. Собор такой большой и величественный, что может вместить сотни человек, но находится вдали от сел и городов, и кроме нас там никого больше не было.
Древняя столица Кахетии – Греми. Владыка Некресский – митрополит Сергий
Из Алаверди наш путь лежал в г. Греми, который в средние века был столицей Кахетинского царства. Там посетили шедевр средневековой архитектуры – церковь св. Архангелов, построенную в XVI веке. Недалеко от нее находится уникальная базилика IV века, одна из древнейших христианских церквей Грузии.
Недалеко от Греми находится резиденция владыки Некреси (область Кахетии) митрополита Сергия, и о. Иосиф предложил нам заехать к нему и взять благословение. Владыка Сергий, узнав, что мы православные паломники из Литвы, пригласил нас к себе в гости. А узнав, что мы еще не обедали, угостил обедом. Мы, конечно, смущались и чувствовали себя неуверенно в обществе владыки, тем более, что он был исполинского роста и телосложения, так что рядом с ним о. Иосиф выглядел подростком. Наш батюшка, шутя сказал владыке, что на фоне гор владыка выглядит как еще одна гора, на что тот ответил: « Да, если я достанусь в пищу зверям, то большая стая может насытиться мною». Из дальнейшего разговора можно было понять, что владыка имел в виду не диких зверей, которые водились в той местности, а «диких» людей, врагов Христианской Церкви, всячески препятствующих церковной жизни.
Владыка почувствовал нашу неловкость и смущение и быстро рассеял ее, рассказав несколько очень смешных анекдотов, после чего все расслабились, и начался непринужденный разговор о проблемах современной духовной жизни. Затронув эту тему, владыка много говорил о том, что по разным признакам видно, что скоро наступят последние времена. Приводил эти признаки: потеря у людей, особенно молодежи, веры, уважения к родителям, старшим, легкомысленного отношения к семье и браку, к забвению народных традиций и безудержному увлечению ценностями нынешнего мира – стремлению к деньгам и чувственным наслаждениям. Владыка приводил примеры изменения поведения молодежи. Мне запомнился один из них, он очень специфичен. Однажды он видел, как группа молодых парней, грузин, стояла и что-то обсуждала. Мимо них прошла молодая и красивая девушка, но они не обратили на нее никакого внимания. Владыка сказал, что это ненормально.
Обед прошел очень быстро, тем более, что все было очень вкусно, особенно Кахетинское вино, красное и белое «Киндзмараули», монахи делают его по древней технологии из своего винограда. На прощанье мы еще раз взяли у владыки благословение и сфотографировались.
Вардзия – пещерно-монастырский комплекс
Пещерно-монастырский комплекс Вардзия расположен на юге Грузии, на расстоянии 300 км от Тбилиси, на высоте 1300 метров над уровнем моря. Комплекс был построен в XII веке царем Георгием III и царицей Тамарой. Комплекс расположен на берегу реки Куры и представляет собой сотни пещер, размещенных на южном склоне скалы, обеспеченных вследствие этого солнечным светом и теплом. Протяженность комплекса более 500 метров, и высота 100 метров. Пещеры расположены рядами в 13 этажей и соединены между собой не только открытыми подходами, но и тайными подземными ходами и выходами.
Пещеры комплекса имеют разные размеры и назначения. Среди них больше сотни келий монахов, комнаты воинов и рабочих, 13 Церквей, несколько книгохранилищ, сотни подсобных помещений и погребов, десятки комнат царицы Тамары, которая ежедневно меняла свою резиденцию, и множество других пещер. Подземные переходы между пещерами такие узкие и темные, что там легко потеряться и без гида ходить по ним небезопасно. Нас выручали фонарики мобильных телефонов и наш гид Тенгиз, без него никто никуда не ходил.
В период правления царицы Тамары и последующее время царский монастырь Вардзия играл большую роль в культурной и политической жизни страны. В настоящее время в пещерах Вардзии находятся несколько действующих церквей и главный храм - Успения Пресвятой Богородицы. На стенах храмов и их папертях сохранились настенные росписи на библейские темы с фресками Спасителя, Воздвижения Креста Господня, Распятия, Вознесения Господня, царя Георгия III, царицы Тамары и другие. Многие фрески хорошо сохранились, на них видны лики Ангелов, Богородицы, Святых и Спасителя. Многие фрески композиционно и по манере изображения Спасителя удивительно похожи на современные нам, украшающие стены наших храмов. Создается впечатление, что они созданы не в XII веке, а совсем недавно.
Стоя на паперти и рассматривая изображенные на храмах фрески, иногда даже забываешь, что находишься у храма XII века, расположенном на склоне скалы на высоте птичьего полета. Но стоит повернуть голову в сторону, как открывается головокружительный вид на панораму горных хребтов, долину реки Куры, множество сел и строений, полей и виноградников.
После своего создания монастырь просуществовал до середины 16-го века, выдержав и отразив множество нашествий врагов. В середине же 16-го века он был разрушен войском персидского шаха Тамаза, воины которого разграбили монастырь, убили монахов и защитников, сожгли хранилище книг, разорили церкви, уничтожили иконы и среди них известную икону Вардзийской Богородицы, перед которой молилась царица Тамара. В настоящее время в Вардзии находится мужской действующий монастырь.
Троицкий собор. Встреча с патриархом Грузии Илией II. Храмы Тбилиси
На время нашего паломничества пришлось два Двунадесятых праздника, - Рождество Пресвятой Богородицы и Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, которые мы встретили в главном храме Грузии, - Троицком патриаршем соборе Святой Троицы. Собор был возведен в 2004-м году в Тбилиси на левом берегу Куры на холме св. Ильи. В соборе 13 престолов, его высота 105 метров, это главный храм Грузии. На службу мы приезжали пораньше и имели возможность свободно обойти собор и приложиться к его иконам и святыням. Обе службы возглавлял патриарх-католикос Грузии Илия II. Патриарху сослужили несколько архиереев, десятки священников и диаконов.
Собор, вмещающий несколько тысяч человек, в оба праздника был полностью заполнен, так что невозможно было перейти на другое место, чтобы увидеть или сфотографировать какой-либо момент службы. Но, невзирая на тесноту и незнакомый язык, на котором велось богослужение, обе службы были по-настоящему праздничными. Очень красиво и торжественно пел патриарший хор, в котором были только мужские голоса. Красиво звучали ектеньи, которые поочередно произносили диакона. Усталость и теснота не замечались, и после причастия не хотелось покидать храм.
Наш священник О. Иосиф участвовал в обеих службах и сказал о нас патриарху. Илия II. Патриарх, несмотря на занятость, пригласил нас в свою резиденцию на встречу, которая и состоялась после праздничной литургии в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Мы со смущением ожидали его в комнате приема гостей, так как знали, что в Грузии патриарха очень уважают и называют отцом нации. Он известен своей святой жизнью, по его молитвам Господь совершал исцеления больных, от которых отказывались врачи.
Появившись в комнате, патриарх пригласил нас на обед. Кроме нас, за его обеденным столом было еще несколько гостей. Обаяние личности патриарха было так велико, что все почувствовали себя о непринужденно и кое-кто из наших паломниц даже достал видеокамеры. Однако охрана не разрешила вести видеосъемку. Патриарх сразу же назначил тамадой о. Иосифа, который легко справился с этой обязанностью.
Наш руководитель, Надежда Буто, как и присутствующие гости, тоже произнесла проникновенный тост о Грузии, грузинском народе и патриархе и преподнесла ему подарки из Литвы, а также икону святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Обед продолжался не меньше часа, но прошел незаметно, все было очень вкусно: традиционное хачапури, хинкали, люля-кебаб, шашлык, много зелени, салатов и вина. Во время обеда появились певчие патриаршего хора и исполнили несколько грузинских народных песен. После окончания обеда и молитвы вся наша группа встала на колени по пути следования патриарха для получения его благословения. Это было сделано в едином порыве без предварительной договоренности, и выглядело очень трогательно.
Затем наш гид Тенгиз повел нас по узким улочкам старого Тбилиси в его исторический центр, где расположены древнейшие храмы – архитектурные памятники. Мы посетили храм Рождества Пресвятой Богородицы Анчисхати (VI век), храм Метехи (XII век), в котором находится усыпальница первой грузинской мученицы, царицы Ранской Шушаник (Vвек). Храм Сиони, освященный во имя Успения Пресвятой Богородицы, который до постройки храма Святой Троицы в 2004 году, был главным храмом Тбилиси, и в котором находилась кафедра патриарха Грузии. Там хранится череп апостола Фомы и крест из виноградной лозы, который Пресвятая Дева Мария передала в помощь равноапостольной Нине. Мы приложились к святыням. Это действующий собор и во время нашего посещения, в нем шло венчание.
Монастырь Давида Гареджийского
Последней поездкой паломничества было посещение монастыря Давида Гареджийского. Монастырь находится на юго-востоке Грузии, в Гареджийской пустыне, в 60 км от Тбилиси. В пустыне нет населенных мест и поэтому в монастыре нет электричества. Мы выехали из Тбилиси днем, 27-го сентября, после окончания праздничной литургии на воздвижение Креста Господня. Чтобы успеть до захода солнца посетить монастырь и спустится с горы, на склоне которой находились многие пещерные церкви, нам пришлось пожертвовать обедом и перед самым восхождением перекусить на ходу.
Монастырь был основан в VI веке сирийским отцом Давидом Гареджийским, прибывшим в Грузию с миссионерской целью. По благословению своего учителя Иоанна Зедазнийского, Давид вначале поселился в Тбилиси, вдали от населенной части города, на горе, ныне именуемой Мтацминда (Святая гора), где он вырыл пещеру и прожил в ней несколько лет, посещая город и проповедуя горожанам Евангелие. Но непокорный нрав жителей города возмутил его дух, и вместе с учеником Лукианом он покинул город и удалился в Гареджийскую пустыню. Гареджийская пустыня - это высокое плоскогорье, суровое, безводное, непригодное для жизни человека. Температура летом здесь превышает 50°С, а зимой опускается до -30°С.
Там отшельники устроили обитель, которая впоследствии превратилась в знаменитую лавру. Поселившись в пещере, Давид и Лукиан усердно молились и постились, питаясь зеленью и корнями растений. Когда эта пища закончилась, Господь послал им ланей, молоком которых они питались. Однажды лани прибежали к Преподобному и пожаловались на змея, который поедал их детенышей. Преподобный повелел змею уйти, но ангел Господень явился преподобному и повелел нарушить данное змею обещание сопровождать взглядом его уход. Сошедший после этого с неба огонь поразил змея, чтобы он не мог больше причинять зло зверям и людям.
Преподобный Давид совершил множество чудес, привлекавших к нему охотников, промышлявших в этой местности. Видя святость преподобного, многие захотели остаться жить около него. Так в пустыне появилось много отшельников. На месте монашеских подвигов Давида, Лукиана и других подвижников в последующее время была построена большая лавра, объединившая 12 монастырей, из которых в настоящее время только один, расположенный у основания горы, является действующим. Преподобный Давид погребен в пещерной церкви этого монастыря рядом с учеником Лукианом. Мы были в этой церкви и прикладывались к их усыпальнице.
Многие церкви и монастыри лавры были расположены в пещерах на склоне высокой горы, на вершине которой находится монастырь Удабно (Пустыня), основанный в IX веке. Подняться на вершину можно было по неширокой и извилистой тропе, которая во многих местах идет по крутому склону, такому высокому, что вниз лучше не смотреть, так как его не видно. Подъем был тяжел и небезопасен, - нужна была специальная обувь и физическая подготовка, а многие наши паломницы были не спортивного телосложения и в шлепанцах. Однако почти все решились на подъем, возможно, потому, что Давид считается покровителем семьи, и помощник женщинам, страдающим бесплодием и женскими болезнями.
Все вышедшие в путь достигли вершины и побывали в расположенных на склоне пещерах, хотя многие из них были труднодоступны, и чтобы попасть туда, требовалось немало сил и мужества. Стены большинства пещер до сих пор украшают фрески на библейские и евангельские темы. К сожалению, все фрески находятся в плохом состоянии. На вершине горы находится здание монастыря Удабно, разрушенного еще в начале 17-го века войсками Иранского шаха Аббаса. Разорение монастыря и злодейское убийство нескольких тысяч его монахов произошло в пасхальную ночь, когда монахи с горящими свечами совершали пасхальный крестный ход.
Со склона горы и его вершины открывается величественный вид на окружающую местность. Под нами парили орлы, и на десятки километров расстилалось Кахетинское плоскогорье. Но любоваться видами было некогда, солнце уже садилось и нам пришлось торопясь спускаться вниз, чтобы не потеряться на склоне горы и засветло успеть вернуться к автобусу.
Последний день паломничества и культурная программа
В последний день паломничества, воскресенье, мы присутствовали на литургии в русской православной церкви Александра Невского. В прошлом веке в этой церкви служили известные не только в Грузии, но и за ее пределами подвижники благочестия, - митрополит Зиновий, гробница которого находится в левом приделе церкви, чудотворец архимандрит Виталий, архимандрит Георгий, могилы которых находятся во дворе церкви. Служба шла на двух языках, русском и грузинском, но поскольку родной язык диаконов и певчих был грузинский, то хорошо понятны были только «Господи помилуй» и ектеньи, а апостольское и евангельское чтения понять было очень трудно. После службы был устроен прощальный обед, Леван организовал его в одном из ресторанчиков Тбилиси. После обеда Тенгиз повел нас в старый Тбилиси, и мы гуляли по его узким улочкам и площадям.
Кроме паломнических поездок предполагалась и культурная программа. Но поскольку на время нашего паломничества пришлось два Двунадесятых праздника и два воскресных дня, которые мы провели в Тбилиси, то из 10 дней на паломнические поездки у нас осталось только 7 дней. Из поездок мы возвращались поздно вечером, и на культурную программу у нас не оставалось времени. И только однажды удалось вернуться пораньше и посетить серные бани, которые будучи в Тбилиси восхвалял Александр Пушкин.
Кроме описанного выше, мы познакомились с историей еще многих монастырей и церквей. В Кутаиси посетили храм Баграта, который был построен в 1003 году, монастырь Моцамета, постройки XI века, где покоятся мощи грузинских князей-мучеников Давида и Константина, частица мощей которых, кстати, есть в нашей церкви, монастырь Гелати.
Знакомясь с областью Внутренняя Картли, побывали в городе Гори, построенном в XII веке царем Давидом Строителем, и осмотрели украшающую его крепость Горис-Цихе, постройки VII века. Посетили Кафедральный собор Самтависи, построенный в XI веке и являющийся центром епархии Самтависи и Гори, и храм Атенский Сиони, постройки VII века, расположенный в живописном месте реки Тана, в 10 км. от Гори. Нас показали пещерный город-крепость Уплисцихе, расположенный в 15 км. от Гори, построенный в I тысячелетии до Рождества Христова и являвшийся политическим и культурным центром Античного периода. Внешне он напоминает пещерно-монастырский комплекс Вардзия, но его чисто мирское назначение как-то необъяснимо лишало его сакральной привлекательности.
Были и другие места посещений, но все поездки были не просто интересны и содержательны, а несли в себе праздничные настрой. И вся наша паломническая поездка в Грузию воспринималась мною, и не только мною, как ожившая сказка и сплошной праздник, о чем многие наши паломники и я не раз говорили на прощальном обеде и во время других трапез. И очень символичен был сильный дождь в день нашего отъезда, - сама природа вместе с нами оплакивала наше расставание с этой чудесной страной – Грузией.
Юрий Лаптев
По публикациям газеты «Живоносный источник» от 10-12-2014
Комментариев нет:
Отправить комментарий